• Тел.: 8 (351) 263-20-70, 8 (351) 263-00-95
  • Е-mail: min@culture-chel.ru
Главная » 

[Версия для печати]

«Ильменка как фактор культуры».

10 марта в Челябинском институте культуры состоялась творческая встреча -  концерт «Пред - Ильменское состояние». Будущие режиссёры встретились и пообщались с режиссёром действующим, причём действующим продуктивно уже более четверти века.

О персоне

Игорь Викторович Ярцев. В 1992 году получил специальность «Режиссер-организатор праздников и театрализованных представлений» в ЧГИИК.

С 1994 года - Ведущий и режиссёр главной сцены Ильменского, а с 1998 года – площадок Всероссийского Бажовского фестивалей; автор трёх сценариев вручения Народной премии «Светлое прошлое», нескольких церемоний вручения Премий «Андрюша», «Золотая Лира» и множества других городских и областных праздников.

Лауреат областного, регионального, всероссийского  и международного конкурсов шоуменов, а также нескольких фестивалей авторской песни; обладатель Почётной грамоты Министерства культуры и Благодарственного письма Губернатора Челябинской области, нескольких благодарностей управления культуры города.

- Начнём с традиционных вопросов - как Вы пришли в бардовскую песню и почему выбрали профессию режиссёра праздников?

Я родился и вырос в маленьком старинном Троицке, в простой рабочей семье, и, «казалось, ничто не предвещало» выхода изрядно ленивого и неспортивного мальчика на сцену... Тому причиной немало факторов и случайностей…

В дом нередко приходили гости, пели старинные русские народные песни под баян. И  конечно, меня впечатляло, что «первый парень на деревне» - то бишь в компании – баянист. Учиться в музыкальной школе на баяне ленился все пять лет, тем не менее - замечательный педагог Анатолий Александрович Ткачёв утверждал, что мне следует продолжить образование в музучилище. Но – я заупрямился и не пошёл, - может быть, потому, что в восьмом классе начал играть на гитаре и выступать в школьном ВИА.

Ещё лет в 13 «запал на запойное чтение». Теперь-то понимаю, что прочитал в жизни безумно мало… Но: «Всему лучшему в себе я обязан книгам».

А ещё я занимался в агитбригаде при Троицком РДК, мы ездили по району, много выступали. Продолжал читать, пытаться писать стишки и песенки. И как-то незаметно оказался… в местном КСП «Троя» - там мы учили песни, писали и ставили «капустники», игровые программы, сочиняли множество посвящений, памфлетов. С 1982 года ездили на Ильменский фестиваль, иногда меня допускали вести какие-то концерты, а в 1994 году Михаил Яковлевич Вейцкин поставил меня к микрофону Главной сцены и сказал – «Веди концерт сам». С тех пор я – заядлый «ильменщик».

В 1986 году директор  Троицкого районного Дома культуры Николай Арташевич Мирзоян – сам выпускник Челябинского училища культуры  - сказал: «Почему бы тебе не поступить в институт культуры?» и выдал для ознакомления методичку об институте. Я, перечитав список кафедр и требования к поступающим, ужаснулся, – как много надо знать для поступления! «Методист-организатор»?.. Точно не моё… «Театральная режиссура»?!..  Мечта… Но там надо литературы перечитать два чемодана!.. А уже июнь… Разве что вот если – «Режиссура праздников»… Мирзоян сказал – «Поступишь!». И я поступил.

Учиться мне, провинциальному и малообразованному, было трудно. Со второго курса группу вели Николай Петрович Шилов и Лев Яковлевич Рахлис. Вот под их чутким руководством мы постигали азы и секреты сценарного мастерства и режиссуры и делали выпускную игровую работу.  

Я писал много сценариев различных праздников и игровых затей для учреждений культуры в Троицке и не только. Работал худруком в техникуме, руководителем театрального коллектива ДК железнодорожников и т. д.  Но Ильменка и увлечение бардовской песней были всегда. А потом меня внезапно назначили директором Парка культуры и отдыха. Представьте себе, лихие 90-е и я - молодой директор парка на самоокупаемости в тогдашних «диких» условиях. Какое там творчество, когда «…слесари запили, крыша потекла, ёлку к Новому году не на что покупать»…  Хотя, конечно, за десять лет - директорства, потом замдиректорства, -  получил весьма богатый практический опыт. Платили скудно, а на жизнь зарабатывал тем, что вёл свадьбы, банкеты, юбилеи.

- Что вам по духу ближе - современные праздники или фольклор?

Я шоумен клубный, - но не тусовочный, а от слова «клуб» как очаг культуры и просвещения. Многие нынешние «топовые ведущие» зачастую забывают, что корневая русская культура основывается на скоморошине как жанре. Можно сколько угодно ворчать «фольклор, кому это надо?», надевать брендовые  бабочки, смокинги и цветные пиджаки, однако природа нашей профессии для родного народа осталась прежней: скоморох, площадной театр. Развлечь, завлечь, весело обмануть, спровоцировать на что-то. Даже где-то, может быть, поохальничать. Весело, но не пошло. С удовольствием берусь за написание сценариев стилизованных фольклорных затей. Потому что это моё – наше! -  родное. Ну и - лозунг работника культуры, однажды озвученный Луначарским – «Развлекая - просвещать!» - также никто не отменял…

…Пришлось мне когда-то на время подхватить ведение курса сценарного мастерства в одной творческой школе. Пришёл - пятиклассники сидят, в смартфоны уткнулись. Попросил отключить все гаджеты, начали разговор. Ни один не смог назвать пять русских сказок. А это якобы продвинутые дети... Детей надо заставлять читать, прежде всего, сказки, - и в первую очередь, русские народные. Потому что в сказках мудрость народа, оптимизм и вера в людей. А человеку без веры жить невозможно…

Пожалуй, любой семилетний мальчуган, скажем, кавказских национальностей, как правило, знает с десяток песен на родном языке и умеет танцевать лезгинку, а русские отроки – что знают? Увы… и это наш общий стыд.

Наша корневая культура почему-то «выдавливается» из сознания, из менталитета, и это страшно – ибо «человек, не знающий прошлого (и в части культуры в первую очередь), не имеет будущего…».

Так что заявляю ответственно – на работниках культуры в первую очередь, и на сценаристах-режиссёрах-ведущих праздников в частности лежит основная доля ответственности за умную пропаганду национальных ценностей… То есть за национальную идею.

- Негативный опыт – это благо?  И как с ним жить?

В большинстве случаев - благо! Негативного опыта в жизни тоже хватало - а именно он учит нас тому, как поступать нельзя. Когда, например, ты придумал и считаешь, что получится «ах». А оно не сработало. Вот тогда и чувствовал, что грамоты нет, знаний нет, которые позволяли бы построить сценарий правильно.  С негативным опытом жить сложно – его надо использовать и … учиться! Поэтому и после института, живя в Троицке, старался ездить на семинары Шилова, Лукашина, Зайцева и других мастеров жанра. А ещё -  на фестивали и конкурсы ведущих игровых программ в Челябинск, Тюмень, Москву – и за пять лет «нахватал» всяких лауреатских званий и довольно долго и наивно этим гордился.

- А в Челябинск как Вы решились «понаехать»?

Троицк - город небольшой. Свадьбы и праздники чуть не каждую субботу, люди практически одни и те же. И если ты на прошлой свадьбе \ тусовке эту игру уже провёл, то на новой она уже не пройдёт, надо что-то новое. Изрядный тренинг в плане сочинительства. Но через какое-то время мне стало там «тесно».

И я обратился к Виталию Александровичу Топтунову в Центр народного творчества: «Возьмите на работу, без прописки». К тому времени я уже ездил на Ильменку как режиссёр и ведущий Главной сцены, на Бажовский фестиваль - вёл там фольклорные концертные программы, участвовал в семинарах, организованных ЧГОЦНТ…

Сложно принимал областной центр наивного во многом провинциала. Я заскучал, и через год ушёл в колледж культуры, где преподавал режиссуру игровых программ. А в 2002-м Минкульт РФ сократил мой предмет в программе театральных режиссёров...

Десять лет проработал режиссёром постановочного центра во Дворце пионеров и школьников имени Крупской. Писал сценарии, проводил мероприятия, курировал созданный замечательным режиссёром Оксаной Громовой фестиваль ведущих детских игровых программ «Калейдоскоп игр» - но в 2012-м он прекратил существование, а жаль; уникальный был проект. А вообще время работы во Дворце пионеров вспоминаю с теплом и доброй улыбкой – там было сделано много интересного и удачного.

- Как пел Окуджава, «Умный любит учиться, а дурак учить» - учить других не пробовали?

Иногда веду семинары по сценмастерству. Но… Мне проще самому написать, чем методично объяснить, что сделано не так. Преклоняюсь перед теми, кто сейчас преподаёт… «Ох уж эта молодёжь! не хотят работать и не уважают старших» - Сократ сказал в 5 веке до нашей эры. Не следует жаловаться на молодёжь – они просто другие. И к ним надо искать особый подход.

- Опыт работы «на областную культуру» – а Вы возвращались в ЧГОЦНТ три года назад – имел какие-то результаты?

Я организовывал и проводил семинары областной Школы мастеров хорошего настроения  «Игровая среда», куда преподавать приезжали замечательные педагоги из разных городов – от Тольятти до Москвы, а учиться с радостью стремились работники городских и сельских учреждений культуры не только Челябинской, но и соседних областей. И с командой единомышленников попытались возродить Всероссийскую Свиридовскую школу игровиков.

Но в 2014 произошла оптимизация, пришлось искать другую работу.  

- Есть запреты в работе ведущего?

Есть табу, которые существовали всегда. Стараюсь их соблюдать. Со сцены Ильменского фестиваля, да и с любой другой, - с моей стороны никогда не звучало и надеюсь, никогда не прозвучит нецензурной лексики. Потому что в настоящем русском языке хватит слов, чтобы отразить любую эмоцию. Для того мы и выходим на сцену, чтобы дать понять зрителю, что кроме секса, жратвы и убийств, насаждаемых ТВ, в мире есть достаточно много важного, интересного, да и просто прекрасного. И снова цитата классика: «Артист не должен опускаться до уровня публики, а должен подтягивать публику до своего уровня». Есть много приёмов, которыми можно завоевать доверие зала по-доброму. Добро живёт и борется.

- Ещё один традиционный вопрос - какой совет Вы дали бы молодым ведущим – режиссёрам – сценаристам?

Отвечу так же традиционно - читайте классиков. Классиков профессии – от Шилова и Лукашина до Зайцева и Ожогиной, классиков литературы, в первую очередь русской -  чем больше человек читает на родном языке, тем лучше он говорит. Тем точнее и грамотнее он формирует, формулирует мысль и доносит её до аудитории. Читать на родном языке – это тоже чувство Родины.

Восхищаюсь идеей Олега Митяева – идеей с названием Народная премия «Светлое прошлое». Мне трижды выпала честь писать сценарии вручения Премии – и я понимаю, насколько это важный социальный и образовательный проект… Каждый раз изумляешься и радуешься, гордясь тем, какие восхитительные люди родились или выросли на нашей земле – на Южном Урале…

Патриот – это не «бегать по улицам с флагом» и кричать: «Я - патриот!». Это - знать культуру и историю своей Родины и честно трудиться во благо её. Ибо здесь всегда есть то, ради чего стоит жить, делать добрые дела и улучшать себя.

- И, наконец, что для Вас Ильменка? Как-никак, более 20 лет вы её режиссёр…

Я режиссёр и ведущий Главной сцены, а у фестиваля их всегда традиционно было три… Ильменский фестиваль авторской песни – место встречи и состязания авторов-исполнителей бардовской песни – но для меня ещё и место встречи с удивительными людьми, и с потрясающими друзьями. Бардовская песня – это жанр, к сожалению, становящийся понемногу … элитарным искусством. Да-да. Потому что главная составляющая наших песен – хорошая поэзия. А её принимать и понимать может только тот, кто читает… а с таковой публикой сложно… как и с публикой, понимающей фольклор в принципе.

Поэтому я и говорю – Ильменка – а по большому счёту бардовская песня – это часть фольклора – а фольклор как таковой – одна из составляющих большой русской культуры… А культура - и есть национальная идея.

Всё, что угодно, может быть импортным – и техника, и товары, и продукты.

А вот культура и её носители – только наши, родные.

Поэтому – работники культуры в нашей стране, хранители её, – это те люди, на которых держится государственность России как таковой.

С наступающим праздником вас, хранители России!

Дата публикации: 11 марта, 2016 [15:27]
Дата изменения: 22 марта, 2016 [08:38]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.