• Тел.: 8 (351) 263-20-70, 8 (351) 263-00-95
  • Е-mail: min@culture-chel.ru
Главная » 

[Версия для печати]

О творческих людях иногда говорят, что они живут в своем, особом мире. На самом деле наиболее яркие и самобытные таланты сами создают этот мир, иную Вселенную, где порой абсолютно смешными оказываются потуги реальности выглядеть правдоподобно… Один из таких творцов — Лев Гутовский, человек и айсберг, живой классик челябинского авангарда, создатель «Нового Художественного Ансамбля», «Передвижного оркестра майора Брауна» и многих других проектов. Накануне исторического события — концерта «Передвижного оркестра майора Брауна» в Историческом музее Южного Урала — с ним беседовала пресс-секретарь Вера Вяткина.

Лев Иосифович, по словам нашего эксперта Владимира Георгиевича Спешкова, вы являетесь «главным авангардистом Челябинска». Вы согласны с его мнением?

На все сто,— как в свое время говорил Иван Николаевич Понырев. Главное — быть главным. В городе есть главный архитектор, главный художник — почему бы не утвердить в городской думе должность главного авангардиста Челябинска?

Сокращенно — ГАЧ. В моем кабинете повешу картину Саврасова — «ГАЧи прилетели».

Чем бы вы тогда занимались в этой должности?

На данный момент я точно знаю чем — рубил бы головы — или пальцы, или руки — мрачным людям,— которые совсем недавно сообразили автопарковку на углу Елькина и Карла Маркса.

Что они натворили?

Они спилили все деревья — они безжалостно вырезали наших зеленых друзей — исподтишка и с особой подлостью — они все закатали в асфальт — они превратили маленький и живописный кусочек нашего города в строевой плац — вот что они натворили — а это очень серьезное федеральное преступление — и кроме того — еще и государственное преступление против современного искусства…

Как это связано?

Еще как связано. На самом углу Елькина — К. Маркса стояло потрясающее дерево — карагач с непостижимым по его внутренним мотивациям для нас — озабоченных своим личным автотранспортом — изгибом ствола. Это было прекрасное произведение современного искусства — свободное — совершенно непреднамеренное — это был почти безымянный пролетарий Шадра — но без идеологического контекста. Его извилистое тело напоминало того самого змея — который придушил обоих сыновей Лаокоона — я любил проходить мимо этого дерева и всегда задумывался — что заставило это тело так прихотливо продираться к небу — почему оно не предпочло самый короткий — прямой путь в небеса?

Скажу прямо — это была частица моей родины — и эти люди лишили меня еще одного ее маленького кусочка. Они пилят и пилят — по живому — и кто же их остановит? И это не какая-то особая экстравагантность либерального толка и глубоко законспирированное частное мнение главного авангардиста. Уверен — со мной бы согласились все жители нашего города.

А вы можете мне сказать, когда впервые появилось в нашем городе это словосочетание — современное искусство?

Сейчас невозможно вспомнить — откуда вообще свалилась на Челябинск эта сладкая иностранная парочка — современное искусство — contemporary art,— но в начале 90-х оно к нам явилось и стало элементарно привычным — а сейчас даже элементарно неприятным — элементом моего блуждающего сознания. А вскоре к этому современному искусству прицепилось слово центр — у меня до сих пор хранится круглая печать — на ней выгравировано — «Центр современного искусства ПЕЛИКАН». Изготовили мне эту печать в далеком 1991 году — соответственно именно в этом году появился в городе Челябинске — впервые в его истории — Центр Современного Искусства.

Почему «Пеликан»?

Наверное, я тогда думал, что могу загрести в клюв много этого современного искусства.

И как? Получилось?

Мой клюв был несерьезный — обломался в борьбе с целой стаей прожорливых пеликанов. У них были железные и ненасытные клювы.

Это вы про что?

Это я про драматическую судьбу муниципального Центра современного искусства «Монолит» — тогда я был его создателем и арт-директором. Для вас это, вероятно, неизвестный факт в истории нашего города — факт существования такого центра. Но он был… Прилагаю для доказательства фотографию.

1996 год. Лев Гутовский и Леонид Тишков у входа в Центр современного искусства «Монолит». Фото О. Ярцева

Неужели в то время он был востребован в нашем городе?

Это длинная и болезненная история — с многочисленными разворотами и поворотами. Когда-нибудь в другой раз об этом расскажу. Но с точки зрения главного авангардиста Челябинска, такая институция нужна любому крупному городу. С советских времен в приличных городах существует джентльменский набор культучреждений — так называемых ОГУКов — оперный театр, театр драматически-академический, еще кукольный, еще ТЮЗ и филармония. Плюс музей и картинная галерея. Великолепная семерка. Существование ЦСИ было бы более чем уместно среди этого ОГУК-великолепия — и не только для разнообразия — но и для свежести…

А когда этот центр существовал?

Это было давно. Юридически он просуществовал с 1994 по 1999 год.

Значит, последний концерт «Передвижного оркестра» в Челябинске вы сыграли в 1996 году в том самом центре современного искусства «Монолит»?

Да. Прошло 20 лет. Выросло новое поколение двадцатилетних — не подозревающих о нашем существовании. Вам — как музею историческому — надо работать с молодежью.

Мы стараемся. А для чего мы вас пригласили? Как вы думаете, ваш проект будет востребован этим поколением неподозревающих?

Год назад я реконструировал его в Екатеринбургском центре современного искусства — силами местных добровольцев. Именно после этого проекта я понял — это абсолютные человеческие ценности несколько спорного характера. «Передвижному оркестру майора Брауна» все возрасты покорны. Танцевали все — красные, белые, зеленые, голубые. Даже желтые из ЛДПР и глубоко-пурпурные из Амстердама. Бонусом — несколько радужных из Сан-Франциско. У нас публика смешанная. Неоднородная. Неоднозначная. В этом году в Ельцин-центре проект повторили — уже с участием нескольких ветеранов оркестра — и мое мнение совершенно не изменилось. Только укрепилось. Москвичи были счастливы — «Кольта» в полном восторге, «Гоголь-центр» — просто в восторге. 

ПЕРДВИЖОР в Ельцин-центре. Екатеринбург, 24 апреля 2016 г.

А вы? Вы в восторге?

Еще в каком — было очень приятно встретиться со своим старым знакомцем — майором Брауном. Я ведь совершенно забыл про этот театрик. Двадцать лет — это достаточный срок для полного забвения — и достаточный срок для полной проверки на вшивость. Проверка завершена — по всем показателям это абсолютно безответственное мероприятие — а это очень приятное занятие на фоне разнообразно ответственных лиц.

И очень уклончивое по концепции и конструкции построение — и не театр однозначно, и не музыкальный проект в частности. Не Бах и не Оффенбах. Ни то ни сё. Уральский импортозаместитель пармезан-перформанса. Одним словом — заслуженно народный коллектив городских умеренно умалишенных — для которых не существует такое понятие, как перфекционизм пополам с высоким искусством в погонно-вертикальных метрах. Мы старые солдаты — у нас другие погоны — горизонтальные — и другие высоты — Пулковские. Есть такое выражение — лучший барабанщик среди художников, или лучший актер среди музыкантов — это про нас. Мы самые лучшие не в своей области. Не в Челябинской.

Когда и как появилась идея «Передвижного оркестра майора Брауна»?

В начале 1987 года у меня возникла идея провести в Челябинске выставку неформальных художников — в марте она уже открылась. Время было веселое. Наша неформальная компания тогда называлась так — «Товарищество художников экспериментальных направлений». Сокращенно — ТХЭН.

ДК «Монолит». Товарищи из ТХЭН: С. Нефедов, И. Гончаров, Е. Артемова, Л. Гутовский, Н. Новичков. 1987 г.

Выставок было много — люди мы были тогда молодые — и захотелось нам музыки — чтобы выставки были веселее. НХА постоянно подкреплял выставки ТХЭН своими проектами — но музыка у нас была не очень веселая и даже неопределенная по жанру. А парни были молодые — боевые — многие умели немного играть на духовых — поэтому мы попробовали бесхитростно играть что-то популярное — Стиви Уандера, Битлз, всякие твисты и рок-н-роллы — легко и беззаботно — с минимальным электричеством и без всяческого намека на совершенно неуместный перфекционизм. В итоге получился несколько сомнительный оркестрик очень маленькой надежды. И постепенно из этих разрозненных фрагментов оркестрика стала оформляться новая программа — даже новый проект — проект народный — а потом и международный — «Передвижной оркестр майора Брауна». С ним мы объехали всю Германию с севера на юг и с запада на восток. С заходом в Лион, Париж, Вену и Цюрих.

Центр современного искусства «Монолит». «Передвижной оркестр майора Брауна»: Н. Важенин, Вл. Шкурко, Е. Кругляшов, С. Багин, С. Белов, О. Лыткин, С. Белобородов, Л. Гутовский. Фото С. Жаткова. 1996 г.

Почему оркестр передвижной? Кто такой майор Браун?

Майор Браун — это персонаж из рассказа Честертона «Потрясающие приключения майора Брауна». В то время мне очень нравился этот рассказ — там были разные экстравагантные персонажи в разных экстравагантных ситуациях. Это было именно то, что надо — никакого модернизма и много разнообразных и таинственных приключений. По этой причине майор был мобилизован в наше узкоспециализированное походное подразделение быстрого реагирования. Поэтому оркестр и передвижной — можно двигать куда угодно.

А сам майор Браун, будучи человеком несколько дубоватым, сразу вписался в «дубоватую» концепцию нашего передвижного проекта. Эта концепция проистекала из наличия реальных исполнительских возможностей бойцов: наши парни убедительно и высокопрофессионально играли в формате эстрадно-цирковой самодеятельности пожарного депо из какого-нибудь Череповца — или Челбяинска — это был их крепкий трехзвездный потолок с довольно низковатой притолокой, об которую можно было очень больно расшибить чей-нибудь зело высокоинтеллектуальный лоб.

Есть разница между тем проектом и нынешним, реконструированным?

Сейчас все стало несколько пригламурено. В 90-е мы были настоящими пожарниками — пили пиво прямо из брандсбойтов — а сегодня нас можно употреблять с шампанским и девочками. Но меня это не смущает. А кого могут смущать девочки? Может, Меерсона? Для точности замечу — проект не реконструирован — он восстановлен. Или реанимирован.

Будут выступать ветераны — ТриБэ (Белов — Бирюков — Белобородов) и ГВЛ (Гутовский — Важенин — Лыткин). А также ДСП и ПХВ. С НХЛ в уме. А это сила. Олег Лыткин обеспечит проект своим неповторимым саундом от легендарного полярного тенор-саксофона «Челюскин». Многогранный Белов, как всегда, в форме — неповторим и неостановим — боевой тромбон БСМ16 надраен — а его мировая закулиса смазана вазелином и ждет своего неминуемого часа расплаты по высшему филармоническому разряду Центробанка. Володя Бирюков, как всегда, суров. А Никита Важенин…

На ваших плакатах нет ни одного человеческого лица — только разнообразные зверушки. Почему вы прячете свой человеческий облик?

А что вообще в человеческом облике этакого? Даже с самой минимальной точки зрения рекламной кампании? Многозначительно стоят группами или в одиночку какие-то люди — с выражением на своих человеческих лицах чего-то явно невнятного. Недавно проходил мимо афиши группы «Крематорий» — стоят несколько довольно зрелых мужчин с незапоминающимися лицами в сублимационных нарядах для задоринки. А наши звери всем нравятся — они забавны и не комплексуют по поводу своего животного происхождения. К тому же все родители будут приятно введены в заблуждение — они приведут своих детей — а у нас шоу с наклейкой в правом боку 18+. Не понимаю, почему наших зверушек не используют для нынешней предвыборной кампании в Государственную думу — за ними бы пошли избиратели. Или электорат? Или народ?

На одной из фотографий вы сидите в обнимку с бензобаком. Это для декорации?

Бензобак – мой старый боевой и головокружительный товарищ. Я его кручу во время нашего представления. У нас взаимовыгодный бизнес — я его кручу — и он меня «раскручивает». Мы с ним прошли по всей Германии — а точнее, крутились и раскручивались. Предлагаю сделать антракт. Не возражаете?

Согласна. 

Дата публикации: 15 сентября, 2016 [15:18]
Дата изменения: 16 сентября, 2016 [16:29]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.