Алексей Бетехтин: «Самая большая проблема в туристической сфере - урегулирование законодательства»

09.08.2017
Алексей Бетехтин: «Самая большая проблема в туристической сфере - урегулирование законодательства»
 
Долгое время Челябинскую область позиционировали, исключительно как промышленный край. Однако Южный Урал богат не только заводами, это край с разнообразными природными ресурсами, своей историей и традициями. На сегодняшний день туристическая индустрия в Челябинской области развивается достаточно активно. Подтверждение тому – выход в финал федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», участие в международных выставках, победы на всероссийских конкурсах и последнее достижение – министр регионального культурного ведомства возглавил Совет по туризму  УрФО. С какими проблемами приходится сталкиваться и каковы перспективы развития туристической отрасли на Южном Урале?
 
Алексей Бетехтин:
- Необходимо отметить, что Челябинская область сравнительно недавно сконцентрировалась на развитии туризма, несмотря на то, что концепция была принята еще в 2011 году, но поскольку финансирование не выделялось, дело не двигалось. Лед тронулся в 2014 благодаря нынешнему губернатору Борису Дубровскому, и сейчас по большому счету мы только вступаем в игру, в то время, как другие регионы активно работают уже 10-15 лет, и за это время многие проблемы там удалось решить. На том же Алтае турпродукт давно сформирован и успешно продается, понятно, что процесс каждый год нужно совершенствовать, но это уже проще. Нам же нужно наверстать упущенное время, занять свою нишу в условиях той конкуренции в туристической сфере, которая существует.
Именно с этой целью был разработан проект туристического кластера «Синегорье», который стал самым масштабным в рамках государственной программы. В него вошли 12 муниципальных образований, в том числе Челябинск, Чебаркуль, Миасс, Златоуст, Кыштым и другие, и девять базовых приоритетных объектов. Таким образом мы сможем развивать сразу несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, культурно-познавательный, экологический и деловой.
11 декабря 2015 года проект был представлен на заседании Координационного совета Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», получил высокую оценку и  был включен в состав мероприятий II-го этапа. В прошлом году мы разработали и выслали в Федеральное агентство по туризму проектно-сметную документацию.  Сейчас Ростуризм решает вопрос о выделении финансирования.
Корр.
- С какими проблемами приходится сталкиваться вашему ведомству?
А.Б.
- Проблем достаточно много. Это и отсутствие льгот для инвесторов, вкладывающихся в турбизнес. Мы работаем с целым рядом министерств и ведомств в этом направлении, учитываем опыт других территорий, куда, кстати, наши же, южноуральские инвесторы вкладывают деньги, не имея возможности сделать тоже самое в Челябинской области.
Однако самая сложная проблема все-таки урегулирование законодательства. Создание туристического продукта связано с рекреационными зонами – заповедниками, нацпарками, поскольку наиболее перспективный в нашей области именно рекреационный туризм.  Однако надо понимать, что те же леса, которые находятся на территории области, являются федеральными. У всех еще на памяти пример с Китовой пристанью, которую пришлось снести только потом, что федерация поддержала дирекцию нацпарка «Зюраткуль». Конечно, инвесторам страшно вкладывать деньги в ненадежное предприятие. А проблема возникает постоянно. Надо, наконец, развернуться лицом к инвесторам. С другой стороны понятны опасения, что деятельность со стороны инвесторов может нанести ущерб природным объектам.  И как достичь компромисса? Нестыковок с законодательством множество, касающихся лесных, водных ресурсов. Мы не можем возить туристов на остров Веры, потому что законодательство запрещает использовать моторные суда и катамараны на озере Тургояк. Чтобы такие проблемные вопросы регулировать нужны время и деньги. Получается, что проще и дешевле нарушать закон, чем  соблюдать его.
Корр.
- Но в других областях эта проблема как регулируется – тот же Байкал находится под охраной  ЮНЕСКО, но туристы его активно посещают.
А.Б.
- Урегулирование законодательства возможно, но это происходит на определенных объектах, зонах. Это процесс достаточно длительный, и его нужно делать на опережение – заниматься формированием локальных точек. На Байкале, Алтае эта работа систематизирована,  у нас только начинается. Мы едва успеваем помогать тем, кто уже вложился в турбизнес, а надо работать на перспективу. И это одна из ближайших задач. Сейчас мы как раз пытаемся решить вопрос со стелой Европа-Азия, урегулировать земельный вопрос, подыскать инвестора, чтобы сделать этот объект еще одной достопримечательностью.
 
Корр.
- Скептики считают, что Челябинская область не является перспективной в плане развития туризма: здесь нет ни теплого моря, ни большого количества исторических достопримечательностей, как, к примеру, в Москве или даже Ярославле.
А.Б.
- Как раз в этом я не вижу большой проблемы. В Челябинской области достаточное количество объектов, которые могут быть привлекательными для туристов. Другой момент, как их представить с точки зрения комфорта и прочих условий, а это как раз зависит от инвесторов.
Помимо рекреационного вида туризма, хорошо востребован зимний отдых. По итогам прошлого года Челябинская область стала второй после Сочи по количеству туристов, посетивших наши горнолыжные курорты. В принципе перспективным может стать и оздоровительный вид, поскольку у нас есть и санатории, и пансионаты.
Недавно наша делегация была в Китае, удалось пообщаться с китайскими туроператорами. Они согласны хоть каждый день присылать к нам по целому самолету туристов. Китайцы сейчас активно путешествуют, их интересует познавательный и оздоровительный туризм. Нам удалось заинтересовать китайскую сторону. Договорились, что в августе к нам приедут порядка 15 туроператоров из Китая, повезем их в инфор-тур, продемонстрируем наши возможности. У них есть определенные требования, в первую очередь это фиксированная цена, хороший турпакет, ну и китайская кухня. Со своей стороны они готовы запустить чартерные перелеты.
Корр.
- Какие наиболее успешно развивающиеся объекты вы бы выделили? Примеры сотрудничества с малым и средним бизнесом, а также крупными компаниями.
А.Б.
- Их достаточно. В принципе «Синегорье» объединило подпроекты, которые реализуются на основе государственно-частного партнерства В числе удачных можно назвать горнолыжный курорт «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», промышленно-туристический комплекс «ОружейникЪ ПАРК» и оружейная слобода «АиРовка» в Златоусте, историко-этнографический комплекс «Чебаркульская крепость», нацпарк «Таганай», который, кстати, по сравнению с другим парком, «Зюраткуль», заметно выигрывает и развивается: прокладывает эко-тропы, там работает интересный парк птиц, то есть использует свои ресурсы, чтобы привлекать туристов. Активно работает горнолыжный центр «Европа-Азия» в Кусе, он появился сравнительно недавно, но там подобралась отличная, сильная команда, которая получила грант, организовала замечательный детский летний лагерь. Думаю, в ближайшее время у «Солнечной долины» появятся конкуренты.
Корр.
- На круглом столе, который проводила Общественной палате области, прозвучало предложение о создании самостоятельного министерства туризма. Как вы прокомментируете это предложение?
А.Б.
- Не уверен, что это поможет делу. Сейчас при минкульте работает управление по туризму. Пока этой структуры хватает для развития в регионе туристической сферы. Кроме того создан координационный совет по туризму при губернаторе, который занимается межведомственными вопросами. Совместными усилиями удалось достичь определенных успехов. Туристический поток в Челябинскую область летом возрастает на 15 — 20%, нас это радует, заполняемость гостиниц в среднем составляет 83%. Только на озера Южного Урала ежегодно приезжают 500 тысяч туристов. По итогам прошлого года мы получили 2 млн туристов, а объем платных услуг достиг 5 млрд руб. Последний показатель обеспечил региону седьмое место в России. Да, действительно не всегда качество услуг находится на высоком уровне, есть проблемы с дорогами, с инфраструктурой. Для решения проблем мы разработали кластер, у нас есть инвесторы, которые готовы вкладываться в этот бизнес и в дальнейшем, если будет инфраструктура. Нам нужно решать эти проблемы, а не создавать отдельную структуру, набирать штат и плодить чиновников – в этом нет никакого смысла.
Корр.
- В минувшем месяце стало известно, что вы возглавите Совет по туризму УрФО. Что вы видите главной задачей на новом посту? И что это даст Челябинской области
А.Б.
- Главная задача, как мне видится, в объединение, необходимо выработать общий план действий, своеобразную дорожную карту по развитию туризма в округе. Лето – это время проведения большого количества событийных мероприятий в каждом субъекте России. Планируем приглашать к себе на мероприятия соседей. Сами будем ездить к ним. В планах также сбор наиболее полной статистической информации по Уральскому округу в сфере туризма.

дата создания: 09.08.2017 13:35, дата последнего изменения: 09.08.2017 13:36